Разбор взаимосвязи экстерьера лошади и стиля ее движений. В прошлые выходные в Москве прошло мероприятие под названием "Шоу - выводка жеребцов верховых пород спортивного направления". Это событие вызывало много разговоров как до его проведения, так как некоторые коннозаводчики не были даже допущены до участия, так и после, когда лошади отечественной селекции получили достаточно низкие оценки. За кулисами шоу шли разговоры о том, что наших лошадей попросту засудили, мол, для того, чтобы открыть дорогу и без того популярному экспорту. И что лошади, рожденные в России, не идут ни в какое сравнение с немецкими и голландскими полукровными породами. Отчасти так и есть. Но давайте попробуем разобраться более детально. Для начала, я хотела бы обратить внимание на то, что у нас полностью отсутствует культура показа лошадей. Можно было бы сказать, что такой формат мероприятий для нас нов, но это совершенно не так. Если я не ошибаюсь, первый кёрунг - шоу выводка лошадей с участием западных экспертов, прошла в Москве еще в 2006 году. Т.е. 10 лет назад. За это время можно было подготовить два поколения лошадей и научиться их показывать. Западная система показа лошадей известна и понятна. Однако, на Шоу жеребцов этого года возникли сложности с демонстрацией движений на рыси в руках. Так как ни лошади, ни те кто их выводил не были готовы к подобной системе. В результате было принято решение выпускать лошадей на свободу, где они, будучи перевозбуждены, не демонстрировали естественных природных аллюров. Теперь поговорим о самих лошадях. Первыми были представлены лошади тракененской породы, рожденные в России. В основном это были прекрасные, породные животные, с выразительными головами, такими типичными для русских тракенов, и все они были воплощение мечты..... мечты 80-х годов прошлого века. А именно, времен олимпиады в Москве. Как так получилось, что Тракены законсервировались, и, в итоге, совершенно не соответствуют современным требованиям индустрии спорта? Я уже писала и не раз, что механика движения лошади напрямую зависит от ее экстерьера. Поэтому цепляться за экстерьер, который не позволяет лошади двигаться так, как того требует сегодняшний спорт, ИМХО бессмысленно. Попробую развить эту тему. Для начала я определю ключевое понятие для нас - лопатка и плечо. Это то что у нас по какой-то причине принято называть просто одним словом плечо и определять его как прекрасное косое плечо и прямое плечо. На самом деле это плечелопаточное сочленение играющее первостепенную роль в механике движения лошади. 1) Лопатка То, что в англоязычных ресурсах называется shoulder, shoulder blade, а на латыни - scapula, на русский язык должно переводиться как лопатка и никак иначе. (1 картинка) Угол наклона лопатки влияет на то, насколько просторно лошадь двигается передом. Грубо говоря, влияет на ширину шага или вымаха передних ног. 2) Плечо. Плечо же, которое обычно в текстах практически не упоминается, в англоязычных ресурсах называется HUMERUS - плечевая кость. (2 картинка) Угол наклона плеча влияет на стиль движения передних ног. Будет ли лошадь двигаться через верх, как того требует современный спорт, или же она будет двигаться настильно, прямиком в 1980-е годы. Кроме этого важны выход шеи, центр тяжести, длина поясницы, форма, ширина и наклон крупа. Современная полукровная лошадь, выездкового направления, независимо от принадлежности к студбуку, сегодня выглядит примерно так (3 картинка): Это высокого выхода шея, спрямленное плечо, из-за чего передние ноги лошади как бы выдвинуты вперед, компактный формат за счет короткой поясницы, широкий круп, угол наклона таза расположен таким образом, чтобы при движении лошадь прекрасно подводила зад. В общем, в любом студбуке лошади имеют приблизительно одинаковый тип. И что еще не менее важно, это баланс современной лошади. Если провести линию от седалищного бугра к точке вращения лопатки, то она должна быть либо горизонтальна, либо направлена вверх. Тогда движения лошади будут более свободными, она не будет заваливаться на перед, а наоборот будет двигаться от зада. (4 картинка) Что мы видим в современных российских лошадях (5 картинка): В первую очередь, практически у всех лошадей очень низкий выход шеи. И очень косое плечо, из-за которого ноги лошади как бы задвинуты под корпус. То, что раньше считалось прекрасным, сегодня дает нежелательный настильный стиль рыси. Если мы проведем нашу линию между лопаткой и седалищным бугром, то чаще можно будет наблюдать такую картину (6 картинка). Т.е. центр тяжести смещен сильно вперед. Мало того, при таком строении передние ноги лошади стоят не перпендикулярно земле, а еще дальше задвинуты под корпус. Такая лошадь очень близка по своему типу к чистокровной верховой лошади, но никак не к полукровной. Такой тип для современной выездки совершенно нежелателен. Лошадь с таким строением будет двигаться следующим образом, т.е. настильно (7 картинка). То, на сколько просторной будет рысь, зависит, как я уже говорила, от угла наклона лопатки. Для того чтобы понять куда приземлится передняя нога лошади при максимальном разгибании нужно визуально прочертить линию по наружней стороне лопатки. Есть еще одна подсказка. Угол пристава головы к шее в естественном положении соответствует углу наклона лопатки: Т.е. получается, что лошадь с косым плечом будет всегда двигаться настильно. А то, будет это широкая рысь или коротенькая семенящая, зависит от того, как поставлена лопатка. Точно также лошадь с прямым плечом будет всегда двигаться рысью через верх, а то, на сколько продуктивной будет эта рысь, с каким захватом пространства будет двигаться лошадь зависит от угла наклона лопатки. (8 картинка) Лошадь, которая двигается через верх, может очень высоко поднимать ногу при сгибе, но разгибая, она будет ее ставить туда, куда "указывает" положение лопатки. Предположим у нас есть лошадь с прямым плечом и достаточно спрямленной лопаткой. Такая лошадь будет двигаться через верх, но не продуктивно. Без захвата пространства. На определенных фазах будет казаться, что лошадь обладает шикарной рысью, но на самом деле в следующий момент она начнет распрямлять ногу и ставить ее практически в тоже место, откуда и подняла. Она будет двигаться вперед за счет своеобразного подвисания. Такая рысь смотрится темпично, но, еще раз повторюсь, не продуктивно. Условно говоря, такой рысью двигаются фризы. Как понять по фазе рыси на фото, это шикарная рысь или "обманка". Для этого нужно смотреть на положение задней ноги, которая находится в воздухе. Задняя нога должна зависнуть в положении за секунду до того она коснется земли. Если нога находится где-то сзади (как то что обведено в круг на 9 картинке), то это не показательная фаза рыси. И по ней нельзя судить о стиле движения лошади. Посмотрим для примера видео вот этого жеребца с достаточно продуктивной рысью. (https://youtu.be/zPyiveb83EM) Мне кажется, глядя на видео и фото, становится совершенно очевидно, что такое продуктивная и просторная рысь.

Теги других блогов: спорт лошади экстерьер